Горилла встретила бабочку, а фотограф — своё счастье: победители конкурса Nature Photographer 2025 - «Своими руками»
Что происходит, когда молодая горилла встречает бабочку в непроходимых джунглях Уганды? Когда фрегат пролетает на фоне солнечного затмения? Когда мать-ленивец укрывает детёныша от тропической грозы? Рождаются фотографии, которые останавливают дыхание и заставляют по-новому взглянуть на планету, на которой мы живём.
Конкурс «Фотограф природы года 2025» собрал почти 25 000 работ из 96 стран мира. Это не просто красивые картинки — это результат месяцев планирования, недель ожидания и долей секунды идеального момента. Фотографы провели дни в лодках у мексиканского побережья, недели в коста-риканских джунглях, часы в неподвижности среди африканских горилл. Всё ради того единственного кадра, который расскажет историю без слов.
Победители этого года доказали: природа не нуждается в фотошопе и спецэффектах. Ей достаточно быть собой — хрупкой, мощной, непредсказуемой и удивительно прекрасной. Каждая фотография в этой подборке — это приглашение остановиться, выдохнуть и увидеть чудо, которое обычно проходит мимо нас незамеченным.
Приготовьтесь увидеть природу глазами тех, кто готов ждать годами ради одного мгновения совершенства.
В категории «Молодёжь» Почётное упоминание: «Уникальный дом» Видьюна Хеббара, Индия

Мы с отцом часто ищем диких животных в необычных уголках города, например, среди брошенных автомобилей и скутеров недалеко от нашего дома в Бангалоре, Индия. В одной из таких машин (старом скутере) я обнаружил обыкновенного геккона, прячущегося в сломанном руле. Вернувшись через несколько дней, я нашёл второго в том же укрытии. Меня поразило, как этим маленьким гекконам удалось выжить и процветать в такой городской среде. Чтобы запечатлеть каждую деталь, я подсветил место налобным фонарём.
2-е место в категории «Птицы» Почётное упоминание: «Фрегат и бриллиантовое кольцо» Лирона Герцмана, Канада
Несколько лет назад, когда я мечтал о смелых снимках дикой природы, меня осенила идея: каково это – фотографировать птиц во время полного солнечного затмения? Задача была колоссальной. Полные затмения происходят где-то на планете всего раз в 1-3 года, а полное затмение длится всего несколько минут. Более того, практически невозможно предсказать поведение птиц, когда внезапно наступает темнота посреди дня.
После более чем года исследований и виртуального планирования, а затем почти недели интенсивных полевых работ вдоль побережья Синалоа, Мексика, всё это произошло 8 апреля 2024 года. Неподалёку от побережья Масатлана полная фаза затмения длилась почти 4,5 минуты. На небольшой лодке я расположился недалеко от небольших островов, где птицы часто бывают и днём, и ночью.
1 место в категории «Портреты животных» Победитель в категории: «Общее чудо» Мэри Шрейдер, США

Под густым пологом непроходимого леса Бвинди в Уганде я наблюдал за молодой самкой горной гориллы из семейства Биньиндо, прижавшейся к защищающему её телу взрослой гориллы. Атмосфера была тихой, окутанной мягкими звуками леса, пока внезапная вспышка цвета не нарушила тишину.
Яркая бабочка, появившаяся из ниоткуда, порхала в воздухе. Молодая горилла, заворожённая, широко раскрыла глаза, и между ними зародилась короткая, но напряжённая встреча. Я затаил дыхание, ожидая, когда бабочка приблизится, зная, что снимок получится впечатляющим только в том случае, если они будут вместе в одном кадре. Я терпеливо следил за грациозными движениями бабочки, пока она не вошла в кадр вместе с мордой гориллы. В этот мимолётный миг, где дикая сила встречается с изяществом, я нажал кнопку спуска затвора. Это был редкий и драгоценный момент, соединяющий два мира в мгновение чистого любопытства.
Порхая вокруг гориллы, бабочка словно воплощала хрупкое равновесие и хрупкую взаимосвязь нашего мира. Эта фотография запечатлела не только нежную любознательность гориллы, но и тот краткий миг, когда два существа смотрели друг на друга, охваченные удивлением и открытием.
В категории среди юношей. Победитель в категории: «Panning Bobcat» Лео Дейла, США (Калифорния)

Мне очень повезло провести десятки часов в полевых условиях, наблюдая за рысями вдоль побережья Калифорнии. Как и в случае с любым объектом, есть кадры, которые практически невозможно сделать: изображения, о которых можно только мечтать, но которые редко удаётся поймать. Эта фотография — чёткий снимок рыси с добычей — одна из таких сбывшихся мечтаний.
Рыси, если только не находятся в состоянии стресса, обычно двигаются не очень быстро, что затрудняет панорамную съёмку. Кроме того, они редко показывают свою добычу на открытых пространствах. Чтобы получить идеальный панорамный снимок, рысь должна двигаться почти перпендикулярно объективу камеры, а мне — точно следовать её темпу. Поэтому в тот пасмурный вечер, когда мне удалось занять нужную позицию и всё прошло по плану, я был в восторге.
В категории «Молодёжь» | Победитель в категории: «На спине Гулливера», Мереннеге Чаматки Индувара Фернандо, Шри-Ланка

Тихим вечером я находился в глубине Национального парка Кумана, на юго-восточном побережье Шри-Ланки, терпеливо ожидая у водопоя. Я только что услышал внезапный тревожный крик, вероятно, признак приближения леопарда. Камера была готова, сердце колотилось, глаза всматривались в угасающий свет, высматривая хоть малейшие признаки жизни среди кустов и деревьев.
Но как раз когда солнце садилось, заливая пейзаж золотистым светом, мое внимание привлекло нечто совершенно неожиданное: группа крошечных лягушек, блестящих, как бронзовые бусины, сидела на спине буйвола.
Сцена была сюрреалистической: дюжина маленьких, проворных лягушек мирно отдыхала на широкой, щетинистой спине буйвола, наполовину погруженного в воду. Это казалось сценой из сказки. В этот момент история хищника и жертвы померкла, уступив место другому повествованию, напомнившему мне «Путешествия Гулливера».
Эти лягушки, словно лилипуты, нашли убежище на своём живом гиганте, плавно скользя по болоту, словно это было самым естественным явлением на свете. Я быстро сменил фокус, выстроил кадр и запечатлел редкий момент мирного сосуществования.
В категории «Портреты животных» Почётное упоминание: «Глаза львицы за птицами» Виллема Крюгера, Южная Африка

Мне посчастливилось посещать трансграничный парк Кгалагади несколько раз в год. Парк, расположенный в полузасушливом климате, может быть очень сухим, грозы случаются всего несколько раз в год. В один особенно сухой сезон мы видели, как несколько небольших птиц слетались к водопою на водопой. Однажды ранним утром нам повезло: прайд львов приблизился к водопою, пока мы стояли неподалёку. Птицы прибывали всё чаще, ненадолго садясь на воду, прежде чем взлететь. На фотографии стая взмывает в воздух, пока львица пьёт, бдительно следя за птицами, но не тревожа их. Было захватывающе наблюдать, как птицы отважно идут на риск, когда львица находилась так близко. Она оставалась бдительной и готовой отреагировать на любое движение. Мне повезло найти идеальное место, чтобы запечатлеть обоих в одном кадре, соблюдая правила парка, запрещающие езду по бездорожью.
В категории «Пейзаж» | Почётное упоминание: «Адская красота» Джейсона Миранди, США

На фотографии запечатлён эффект поджога – контролируемого огня, намеренно устроенного для уничтожения топлива между противопожарной полосой и фронтом приближающегося пламени, останавливая его продвижение. Хотя открытое пламя впечатляет и мощно, я намеренно искал другой ракурс: я подождал, пока фронт не продвинется глубже в лес, чтобы запечатлеть эту сцену, надеясь создать иную, гипнотическую атмосферу. Преображающая сила огня очевидна в пейзаже, который он оставляет после себя: раскалённые поленья, покрытые угольками, и искривлённые ветви создают завораживающую красоту, способную увлечь зрителя.
Пожар произошёл во время исторической засухи: первого месяца за 153 года наблюдений без капли дождя в районе Филадельфии и, в более широком смысле, на северо-востоке США. Хотя экстремальное поведение пожаров часто ассоциируется с засушливыми штатами Запада, подобные условия могут спровоцировать бушующие пожары даже в районах, непривычных к таким взрывоопасным явлениям или совершенно неподготовленных к ним. Это убедительное напоминание о жестокой силе природы и нашей общей ответственности за её уважение и защиту.
В категории «Портфолио Фреда Хейзелхоффа» | Победитель: «Цветочные пейзажи» Тео Босбума, Нидерланды

Что увидел бы муравей, подняв глаза, прогуливаясь по цветочному полю? Или божья коровка, сидящая на цветке? Как было бы здорово сфотографировать такую ??перспективу! До недавнего времени это было лишь мечтой. С появлением на рынке длиннофокусного, узкого, широкоугольного макрообъектива с возможностью вращения на 360 градусов фотограф Тео Босбум воспользовался возможностью воплотить эту мечту в реальность. Босбум говорит, что чувствовал себя привилегированным и воодушевлённым, словно ему дали ключ к таинственному и чудесному миру.
Так началось его личное путешествие, полное открытий, по цветочным полям и другим местам, где природа процветает, от улиц до лесов, от дюн до городских парков, особенно в Нидерландах, его родной стране. Неизменно удивительные перспективы пленили его, заставив влюбиться в цветы, их красоту, силу и хрупкость. Изображения, созданные для проекта, показывают цветы совершенно по-новому: не просто объекты для восхищения, а живые существа, часть экосистем, которые их поддерживают.
Категория «Портреты животных» Почётное упоминание: «Любопытный нос» Лоры Дайер, Великобритания (родина — Южная Африка)

Одно из самых редких зрелищ в Африке и мечта многих – встретить трубкозуба. Этих ночных существ, как известно, трудно наблюдать, а фотографировать – ещё реже, поскольку они выходят на поиски муравьёв только с наступлением темноты, съедая до 50 000 муравьёв за ночь. Ночная охота защищает их от хищников, от которых они могут защититься только быстрым бегством в свои норы или ударом своих острых как бритва ног.
Однако трубкозубы очень чувствительны к холоду: они питаются с перерывами и возвращаются в свои норы, чтобы переварить пищу и согреться. Во время этого визита в горы Макгадикгади резкое похолодание в центральной части Калахари привело к тому, что столбик термометра упал значительно ниже нуля, что для трубкозубов невыносимо. Следовательно, их обычного ночного режима кормления было недостаточно для удовлетворения их потребностей.
В категории «Млекопитающие» Почётное упоминание: «Ни страха, ни милосердия» Томаша Шпилы, Польша
На рассвете на открытой равнине близ озера Ндуту в южной части Серенгети я стал свидетелем редкого и драматичного противостояния этих двух знаковых видов. Молодой лев, полный энергии и любопытства, загнал в угол медоеда. На первый взгляд, сцена казалась почти игривой: лев кружил, словно играя, испытывая противника ударами лап. Но для барсука реальность была совсем не игрой. Измученный, тяжело дышащий и не имеющий путей к отступлению, он сосредоточил всю свою силу и ярость в отчаянной попытке сопротивления.
Наблюдая за этой неравной схваткой, я в полной мере осознал суровые законы природы. Репутация медоеда как бесстрашного зверя была налицо: он кусался, бросался на врага и не сдавался даже перед лицом превосходящих сил. Однако молодой лев имел преимущество в размерах и выносливости, постепенно изматывая противника. В конце концов, исход был очевиден: лев одержал верх, утвердив своё превосходство над одним из самых стойких бойцов Африки.
Категория «Чёрно-белое» | Почётное упоминание: «Хвосты и лапы» Двира Баркая, США

Фотография была сделана в секторе Ишаша Национального парка Королевы Елизаветы в Уганде. Рано утром мы встретили знаменитых африканских львов Ишаши и провели с ними большую часть дня. Отдыхая на ветвях, они часто меняли позу, и в какой-то момент самец повернулся спиной к самке. Пока их хвосты и лапы болтались, мне удалось запечатлеть этот уникальный момент.
В категории «Человек и природа» Почётное упоминание: «Долгое путешествие» Жоана Де Ла Мальи, Испания

«Макака выглядывает из своей транспортной клетки, пытаясь увидеть, что происходит снаружи во время путешествия обратно в дикую природу.
В некоторых городах острова Ява (Индонезия) существует практика, известная как «Топенг Моньет», которая предполагает использование дрессированных макак в уличных представлениях. Эти животные часто проходят строгую дрессировку и ведут одиночное, полное страха существование, лишенные социальных связей, в которых так отчаянно нуждаются приматы. Эта практика фактически незаконна, и многие макаки сейчас изымаются и проходят реабилитацию.
По прибытии в центры, управляемые Джакартской сетью помощи животным, макаки получают необходимую заботу и внимание. После многих месяцев реабилитации они готовы к возвращению в дикую природу. Их долгое путешествие к свободе занимает несколько дней и требует использования нескольких видов транспорта.
Категория «Подводное искусство» | Второе место: «Медузы, акварель» Алекса Варани, Италия

Во время погружения на коралловом рифе у острова Мисул в Индонезии я наткнулся на огромное скопление медуз семейства Pelagiidae (например, Pelagia noctiluca или Sanderia malayensis). Тысячи этих животных плыли по течению всего в нескольких метрах от рифовой стены.
Эти плотные скопления, известные как «цветение воды», образуются, когда медузы собираются у поверхности воды и вдоль побережья. Цветению благоприятствуют определённые условия окружающей среды, и оно может совпадать с усиленным размножением, что приводит к увеличению численности особей. Это явление впечатляет, поскольку некоторые из этих медуз обладают мощным жгучим ядом, и при встрече с ними следует проявлять осторожность.
Будучи от природы очень любопытным, я подошёл к цветку как можно ближе, не потревожив его, и мне удалось сфотографировать один из участков с наибольшей концентрацией. Получившееся изображение напоминает изящную акварель медуз.
В категории «Млекопитающие» Почётное упоминание: «Скрытый Грааль острова Суматра» Владимира Чеха-младшего, Чехия

Я начал работу в мае 2021 года и вернулся в марте следующего года, чтобы забрать часть оборудования, в основном из-за разрядившихся аккумуляторов. Я оставил две фотоловушки на границе национального парка Гунунг-Лёсер, а две другие перенёс в другое место. Спустя 315 дней с Суматры пришли новости: тигр прошёл… но не с той стороны.
Проще говоря, мне потребовалось больше четырёх лет, чтобы запечатлеть взгляд этого необыкновенного существа с помощью одной из моих самодельных фотоловушек. Самыми сложными были сам тигр и остров Суматра. Организация и полевая работа изматывают: нужно выложиться на полную, и это только начало. Влажность и другие естественные «подводные камни» тропического леса могут всё испортить уже через несколько дней после начала съёмки. Всё должно быть слажено: найти правильное место, убедиться, что оборудование работает достаточно долго, и надеяться на появление тигра. Но, прежде всего, это требует огромной удачи.

